Научная справка о древнеземледельческом поселении САРАЗМ (середина IV – III тыс. до н.э.)
Древнеземледельческое поселение Саразм расположено на левом берегу реки Зарафшан, 15 км к западу от г. Пенджикент Республики Таджикистан, в 500 метрах к северу от автомобильной трассы Пенджикент-Самарканд. Поселение находится на возвышении, простирающемся с запада на восток приблизительно на 1,5 км, шириной 400-900 м, территория памятника занимает более 100 га. Географические координаты 39°30’28,4″ с.ш., 67°27’31,4″ в.д., средняя абсолютная высота 910 м над уровнем моря.
В древности Саразм имел важное стратегическое местоположение в Средней Азии, являясь контактной зоной между кочевыми племенами и первыми аграрными поселенцами Траксоксании (область между Сырдарьей и Амударьей), что являлось ключом к его уникальному развитию в течение IV-III тысячелетий до н.э. Через организацию торговли между этими двумя группами Саразм внес свой вклад в усовершенствование этих отношений и стал более значимым в местном и региональном масштабе. Постепенно Саразм становится главным торговым центром в Средней Азии, наладившим отношения с поселениями евразийской зоны степей и Аральского моря на севере, Туркмении и Иранского плато на западе и долины Инда на юге. Во многом этому способствовало наличие полезных ископаемых в окрестностях Саразма, благодаря чему он становится первым большим центром по добыче меди, олова и свинца и других металлов в Среднеазиатском междуречье в IV-III тысячелетиях до н.э. Тем самым Саразм становится главным центром по производству палеометалла в регионе и развивается как протогородской центр. Кроме того, здесь производились товары промышленного назначения – украшения и предметы из бронзы, свинца, серебра, золота, стеатита и полудрагоценных камней (бирюза, агат, лазурит). Появление более совершенных процессов производства и усовершенствования технологий привело ко многим социальным изменениям. Начало специализации в производстве товаров способствовало появлению социальных иерархий и завершению урбанизации. Кроме того, гористая зона и широкая часть долины в окрестностях Саразма являлись благоприятной зоной для земледелия и выращивания домашнего скота, а близлежащие «тугаи» (джунгли) в прибрежье Зарафшана также позволяли населению заниматься собирательством, охотой и рыболовством.
Благодаря многолетним археологическим исследованиям на поселении выявлено четыре периода обживания (энеолит — ранний бронзовый век). Ряд радиоуглеродных дат выполнен в лаборатории Музея Пибоди университета Гарварда.
Период I: 3500 – 3300 гг. до н.э.
Период II: 3200 – 2900 гг. до н.э.
Период III: 2900 — 2700 гг. до н.э.
Период IV: 2700 – 2000 гг. до н.э.
Рельеф местности на памятнике представлен более десятка невысоких насыпей между небольшими равнинными участками. Какие-либо следы ограждающих стен или укреплений отсутствуют. Комплекс Саразма в каждом из периодов оживания состоит из жилых кварталов с храмами, мастерскими, а в периоде III также из дворцов. Полученные анализы шлаков из печей и многочисленные металлические находки свидетельствуют о высоком уровне горной металлургической промышленности на поселении. Обнаруженные гончарные печи разной конструкции свидетельствуют о высоком уровне технологии обжига керамической посуды. Инновационным элементом при производстве посуды является появление в периоде IV гончарного круга.
Архитектура. В IV-II тысячелетии до н.э. архитекторы Саразма пользовались системой «архитектурного дизайна» с методами геометрической гармонизации построений планов (и вероятно фасадов) для более монументального строительства объекта. Это свидетельствует о том, как архитектурное искусство проникло в отдаленные горные области древнего Востока. Уже на самых ранних стадиях существования поселения (середина IV тысячелетия до н.э.) при строительстве жилья использовался прямоугольный сырцовый кирпич (49-50×24-25×11-12 см), позволивший применять гибкость при проектировании архитектурных элементов. В строительстве также использовалась речная галька, но только в последнем периоде обживания и главным образом для строительства оснований стен. Крыши делались из деревянных балок, покрытых сетью ветвями деревьев или камышами, сверху обмазанных одним или несколькими слоями глиняной обмазки с примесью самана. Для освещения и вентиляции помещений устраивались дверные и оконные проемы, иногда с весьма сложными системами.
Жилые комплексы. Многокомнатные жилые комплексы встречаются во всех периодах обживания. Они включают жилые кварталы со смежными складскими помещениями, мастерскими, кухнями и надворными постройками. Большинство из них обладают огражденным внутренним двором, в котором предпринимались ремесленное производства. Жилые комплексы были отделены площадями, широкими или узкими улочками. Внутри поселения имеются бассейны для воды.
Монументальные сооружения. Особенность развития протогородской культуры древнего Востока определяют обнаруженные в Саразме три типа монументальных зданий:
Общественное зернохранилище. Это монументальное здание размером 15×15 метров было построено на платформе высотой 0,75 метра выше внешнего уровня и включает двенадцать комнат. Три из них — длинные коридоры, примыкающие с двух сторон, вероятно, также использовавшиеся для хранения зерна.
Культовые здания и сооружения. Начиная с периода III «храмы» были построены отдельно от жилых домов (например, в раскопах IV, V, IX, XI, XII). Стены церемониальных зданий часто укреплялись пилястрами и контрфорсами, оштукатуривались и украшались росписями.
Культовый комплекс периода Саразм-II в раскопе IV, состоящий из четырех комнат, две из которых оборудованы прямоугольными алтарями, украшены настенными росписями. В помещениях обнаружены каменные и алебастровые сосуды. Все это свидетельствуют об особом статусе этого здания.
В раскопе V периода Саразм-II сохранилось сооружение из двух круглых колец, сложенных из кирпичей, внешнее кольцо диаметром 7,7 м, внутреннее — 4,25 м. Круглое пространство между двумя кольцами имеет форму коридора (75 см по ширине). Возможно, что это сооружение олицетворяло Солнце.
В раскопе XI раскопан храмовый комплекс периода Саразм-II, имевший центральную комнату с обводными коридорами. Открытый очаг в центре комнаты и остатки обугленных костей животных у северной стенки позволяют отнести это помещение как место проведения церемонии с жертвоприношением. С восточной стороны к храму примыкает колодец глубиной 27 м, воду из которого использовали для нужд храма.
В раскопе XII в центрах помещений периода Саразм-II обнаружены круглые очаги-алтари, которые, возможно, использовалась в ритуальных целях. Например, в различных этнографических исследованиях в верховьях долины Зарафшана упоминаются определенные ритуалы, связанные с огнем внутри жилищного пространства. Начиная с периода Саразм-III наряду с круглыми алтарями-очагами используются и квадратные их формы. Согласно найденным в них обугленным семенам, алтари-очаги вероятно имели также и хозяйственную функцию.
Хозяйственные сооружения. К ним относится двуярусная гончарная печь, датируемая концом IV тысячелетия до н.э. Топочная камера имела сложную систему каналов для обжига (диаметр 3,32 м), свидетельствующая о высоком развитии керамического производства в Саразме.
Материальная культура. Получены многочисленные артефакты превосходного качества из керамики, металла, камня и костей животных.
Керамические предметы представлены кухонной и столовой посудой, украшенной геометрическим орнаментом в виде крестов, треугольников, квадратов, сеток и волнистых линий, нанесенных краской черного и красного цветов. Уникальная особенность Саразма в том, что здесь найдена крашеная керамика, имеющая аналогии на юге Туркмении, восточного Ирана, в Белуджистане, южном Афганистане, Сеистане, Хорезма (кельтминарская культура).
Находки из металла (150 экз.): бронзовые топоры, тесла-топоры, наконечники стрел и копий, ножи, булавки, иглы; свинцовые слитки (возможно для экспорта), свинцовые печати; серебряные и золотые украшения. Инструменты для производства и обработки металлических изделий составляют 15,63 % из общего количества орудий. Значительное число для расширения металлических листов и фольги — 9,30 %, различные виды молотков для выравнивания — 7,97 %, формы для изготовления металлических украшений — 9,30 %. Саразмийцы применяли холодный и теплый способ обработки, выравнивания фольги, удаления грубых краев, исправления лезвий и других операций. Таким образом, крупномасштабное производство и разнообразие металлических изделий и инструментов для обработки металла демонстрируют высокий технический и технологический уровень саразмских мастеров и специализированный характер ремесла.
Каменные изделия. По количеству эта группа занимает первое место (13,17 % из общего количества инструментов): мраморные чашки и кубки, флакончики, навершия булав, пряслица, орудия для обработки зерна, кожи и дерева, наконечники стрел, противовесы, гири, бусы, скребла, скребки, долота, тесла, скобеля, стамески, резцы, пилки и другие предметы. Для производства мелких украшений мастер применял форму, наковальню- платформу, молотки для легких операций, молотки для сглаживания и абразивы. Важная находка – цилиндрическая печать, изображающая быка, указывающая на связь Саразма с прото-эламскими центрами типа Шахри Сохта, Сиалк, Тепе Яхья и Сузы в Иране. Из пасты изготовлены тысячи бусинок, обнаруженных на платье женщины в погребении 5 в раскопе IV.
Изделия из кости: шилья, иглы, которые использовались для шитья одежды, вязания и т.д.
Изделия из глины: фигурка женщины. Все эти находки доказывают что Саразм, еще в середине и конце четвертого тысячелетия до н.э, был прото-городским центром не только поставщика товара своим далеким соседям, но также удовлетворял промышленными товарами своего собственного населения .
Изделия из раковин: браслеты.
Сельское хозяйство. Культивируемые хлебные злаки, большие запасы обугленного зерна, обнаруженные в раскопе III, огромное число разнообразных инструментов из камня для обработки зерна (серпы, зернотерки, ступы, песты) свидетельствуют о высокой эффективности сельского хозяйства, игравшее значительную роль в экономике Саразма. Из почвообрабатывающих орудий найдена мотыга.
Животноводство. Остеологические находки (5684 костяные фрагменты из которых 1609 опознаваемы) — основные источники данных относительно животноводства в Саразме, исследованы Джином Десс и A. K. Каспаровым. Значительно преобладают кости мелкого рогатого скота – более 87%. Среди них доминируют овцы (20,19 %) и коза (12 %). Количество остатков крупного рогатого скота — только 10,1 %, а собаки 0,69 %. К диким животным отнесены остатки костей овец, дикого быка, борова, газели.
Охота. Найдены кости зайцев, лисы, дикого кота, а также мелкой птицы.
Рыболовство. Найдены крючки из бронзы.
Металлургия. В верховьях долины р.Заравшан выявлено более 30 открытых местонахождений металла. Анализ металлургических образцов выполнен в лаборатории Музея Пибоди университета Гарварда. Элементный анализ металлических объектов с различных периодов обживания поселения показывает, что они изготовлены из металлов различной руды, но добытые в одном районе. Добыча руд производилась тяжелыми двурукими молотками.
Производство красок. Минеральные краски были прослежены на инструментах и на внутренних поверхностях помещений. При нанесении орнамента на поверхность керамики использовались в основном красный, желтый, коричневый и черный цвета. Изготовление красок имело массовый характер и требовало ряд инструментов: краскотерки, песты для размельчения и растирания краски, куранты для измельчения, ступки и т. п.
Таким образом, на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Саразм превратился в преуспевающий протогородской центр, важный пункт межрегиональных обменов (особенно на основе экспорта олова). Поселение стало главным перекрестком, с одной стороны, между востоком и западом, и с другой – между севером и югом. Здесь развивалась культура со сложной организацией, о чем свидетельствует монументальность сооружений и их внутреннее убранство.
Обмен культурными навыками с отдаленными областями на Ближнем Востоке (Месопотамия, Элам, Хорасан, Сиистан и Белуджистан), южной Туркмении, северо-востока индийского субконтинента выполнялся либо непосредственно импортированием глиняной посуды, либо через посредников.
Исследования в Саразме значительно расширяют наши представления о древней протогородской цивилизации эпохи энеолита и ранней бронзы и пересечения различных торговых связей. Удивительная способность адаптации, наблюдаемая в энеолитической протогородской цивилизации Евразии, может быть замечена только в Саразме.
В 2001 г. сохранившийся участок поселения Саразм был объявлен национальным достоянием. Решением Правительства Республики Таджикистан за № 198 и сертификатом земли № 006981, выданный 19 апреля 2001 г., участок земли в Саразме в размере 47,34 га является неприкосновенной собственностью Республики Таджикистан.